Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Велика рогожа...

Азбука легенд и преданий / Новости

Велика рогожа...

 Начало рогожного промысла в Воскресенском Поветлужье относится к далекой старине. Занесен был промысел в наш край, вероятно, новгородскими поселенцами. Обилие дешевого мочала и хороший сбыт рогож на Макарьевской ярмарке привели к тому, что во второй половине XVIII века этот промысел охватил все макарьевское Поветлужье, когда целые караваны рогож отправлялись из края не только в Макарьев, но и далее – в Москву, Ярославль, в южные российские губернии. 

К середине XIX века в связи со значительным сокращением в местных лесах липовых деревьев и подорожанием мочала рогожный промысел резко сократился, а получили развитие лесоразработки.
В конце 70-х годов XIX века рогожный промысел держался еще в 65 деревнях Воскресенской, Владимирской, Глуховской, Богородской, Нестиарской волостей. Общее число занятых производством рогож людей составляло 3400 человек; из них 1439 мужчин, 1165 женщин, 520 несовершеннолетних и 276 детей. Всего  насчитывалось 1130 рогожных станов.  Из всех рогожников до 400 человек ежегодно уходили ткать рогожи к купцам в Нижний Новгород.
В этом промысле, в основном, принимали  участие женщины, а также дети от 7–8 лет. Кустари, обыкновенно, покупали мочало на базаре в селе Воскресенском осенью по 1 руб. 20 коп.  за пуд. В Нестиарской волости и некоторых других волостях крестьяне сами себе заготавливали мочало, покупая липняк в казенных и частных лесах. При хороших ценах на рогожи семья могла заработать в неделю 4 рубля, при плохих – 2 рубля, а то и меньше. (Этих денег хватило бы богатому дворянину того времени всего лишь на один-два обеда в ресторане или хорошем трактире.)  Нестиарцы об этой работе отзывались так: «Промысел этот утомительный: приходится работать по семнадцать часов в сутки. И если бы своего хлеба хватало на круглый год, то и не подумали бы заниматься рогожами».
Рогожа – это грубая хозяйственная ткань, которая  первоначально производилась из волокон болотного растения рогоза (отсюда и название), а позже – из мочала.
Производство рогож не являлось таким уж сложным делом. Семья рогожников имела по одному ткацкому стану, который обычно находился в избе «зимнице», отапливаемой по-черному. Здесь по зимам и жила вся семья рогожника, работая большую часть суток, захватывая не только весь световой день,  но и ночное время. 
Рогожный стан представлял собой деревянную установку с двумя парными стойками, на которые натягивалась мочальная основа по длине рогожи. По ширине рогожи с помощью берда и деревянной иглы-челнока поперек основы пропускался мочальный же уток, уплотняемый плоской палкой – билом (трепалом).  По этому же способу женщины-мастерицы  работали на более сложных станах (кроснах), изготавливая льняные холсты и тряпичные половики.

Для успешной и непрерывной работы ткачами рогожи применялся принцип разделения труда. Первый человек – чановщик – готовил мочальные ленты и сортировал их на основу и уток. Второй – стоячий – ткал рогожу: протаскивал иглу через зев, следил за правильной укладкой ленты и подбивал ее трепалом. Третий – заводняжка или игольщик – вдевал уток в иглу, связывал разорванные пряди утка и основы, продевал основу в бердо, завязывал концы рогож.

 Различалось несколько видов сотканных рогож: циновка – высшего качества, перекрестного тканья (из скрученных волокон мочала); парусная, парусовка (4 аршина* длины на 2 аршина ширины); парная (3,5 аршина на 1,8 аршина); карточная, кулевая (2,5 аршина на 2,5 аршина); рядная; цевочная;  боковка;  крышечная; табачная; полуторка; берестовка. (* 1 аршин равен 71 см.)
Рогожи в основном шли на изготовление кулей (мешков).  Рогожные кули являлись наиболее распространенной тарой для перевозки самых разных грузов: продовольственных товаров (зерна, хлеба, сала, вяленой рыбы), древесного угля, мануфактуры. Рогожную заготовку перегибали пополам и прошивали ее накладным швом специальной согнутой иглой длиной  около 15 см.  Готовые кули сшивались в тюки по сортам: мелкая и крупная угольница, одноручные кули для гвоздей, средние кули (сахарницы), пятишницы для фабрично-заводских товаров, тара для хлеба, солода и т.д.
 Использовались рогожи также на половики, попоны под седла, подстилку в повозках, применялись как упаковочный материал. Из рогож шили даже одежду. Правда, рогожная одежда  была очень грубой, стеснявшей движения, к тому же холодной.  Отсюда и берет корни поговорка  «Велика рогожа, да носить ее негоже».
Традиции рогожеткачества не были забыты и в советское время. Женщины поветлужских деревень вплоть до 80-х годов прошлого столетия ткали ленточку – рогожку-ленту из мочала шириной в 30 см и длиною в несколько десятков метров. Вытканная ленточка упаковывалась в тюки и сдавалась за небольшие деньги (3–5 рублей за тюк) в магазин или в колхоз.

Тюк ленточки можно было выткать и подготовить к сдаче не менее, чем за сутки. Несколько позже сельские рогожники продолжили зарабатывать на иных, более прибыльных, мочальных изделиях: стали  вить веревочку и делать кисточку.

В настоящее время рогожный промысел забыт за невостребованностью продукции. На смену старинным мочальным рогожам пришли изделия из джута и синтетических материалов.

Владимир Миронов, фото взято из открытых источников Интернета

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: