Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Дай неба глоток...

Азбука легенд и преданий

Дай неба глоток...

К - Колодец

   Моя бабушка, собираясь поехать в родную деревню, где все родственники уже умерли и где ее никто не ждал, часто говорила: «Сяду у колодца, – может, кто в гости позовет!» И не зря, ведь колодец в деревнях служил местом не только забора воды, но и встреч, общения и еще много чего. А было это не так уж и давно.
   Легенды и предания, связанные с колодцами, до сих пор живы. И в наши дни частенько можно услышать фразу: «Не плюй в колодец…» А сколько поверий было раньше! Например, путник, отправляясь в дальнюю дорогу, оставлял у колодца какую-нибудь вещь, чтобы мистические силы помогли ему дойти до следующего. Уставшие от войны солдаты в первом же попавшемся колодце топили оружие, что якобы способствовало скорому прекращению боевых действий. Кстати, этот обычай породил охоту за кладами, спрятанными на дне колодцев.
   На ночь колодец всегда закрывали крышкой – для того чтобы вода оставалась чистой. А еще наши предки верили, что в открытом колодце можно увидеть нечистую силу. Вообще колодцу приписывали мистическую роль, он был как бы проводником между миром живых и миром мертвых. Именно потому нельзя было выливать воду обратно в колодец: считалось, что снизу на нас смотрят умершие предки.
   Воду в колодцах освящали в первый Спас (14 августа), но считалось, что, если в яму влить немного воды, освященной в Ильин день (2 августа), вода в нем не испортится в течение всего года. А чтобы скважина не иссякала, в колодец нужно было бросить горсть снега в крещенский вечер.
   Конечно, многие из этих поверий уже утрачены за ненадобностью, как утрачена в наши дни и профессия колодцекопатель. Сейчас существует множество приспособлений, чтобы определить лучшее место для копки колодца. Раньше его искали также по приметам. В примерно подходящем месте оставляли на ночь сковороду вверх дном. Если поутру ее внутренняя поверхность запотевала, значит водица близко. Или клали яйцо на землю и накрывали его глиняным горшком. Если утречком на скорлупе были видны мелкие капельки, то можно приступать к работам. Яму следовало копать там, где на заре появляется легкий туман.
   О близком залегании вод кое-что могли рассказать и животные. Считалось, что комары и мошки, кучкующиеся после заката, прямо показывают место, где под землей имеется вода. Кошка чует водицу и лежит там, где она есть. Собака, напротив, никогда не ляжет в месте, где под землей проходит водная жила. Рыжие муравьи сооружают муравейники только на территориях очень глубокого залегания водных путей. В гнезде, которое по воле случая оказалось над пересечением подземных потоков, не несутся домашние куры.
   Колодцекопателей в деревнях очень уважали, считали их почти что ведунами. Жители воскресенских деревень подтвердят: пока приглашенный «специалист» искал место, в деревне ему предоставляли жилье, кормили его. А начинали копать ямы для будущих колодцев после 21 июня.
   Современная наука, кстати, поддерживает эту примету и подтверждает, что именно в этот момент грунтовые воды находятся ближе всего к поверхности, а значит, и отыскать их легче.
   Что ни говори про языческие корни всех примет, а перед копкой мастера-колодезники ходили в церковь за благословением батюшки, чтобы никакие их злые умыслы не перешли на воду. Считалось также, что тому, кто выроет колодец, отпускались все грехи.
   Чистить колодцы наши предки также не могли просто так, следовали приметам. Например, нельзя было начинать очистительные мероприятия в дождь. Во время чистки колодца к нему не должна приближаться беременная женщина, она вообще и за водой-то не должна была ходить, так как могла испортить ее. Хотя сам по себе колодец всегда ассоциировался с женским началом, дающим жизнь, а покровительницей его была богиня Макошь, а потом – сама Богородица.
   В Воскресенском районе чаще других можно было встретить колодцы с журавлями. Такие до сих пор остались в Чернове, так и не узнавшем, что такое водопровод. Один из них действует и поныне.
   Другой вариант исполнения колодезного навершия – козырек, а под ним – коловорот – прочное деревянное бревно равномерного диаметра с закрепленной веревкой или цепью. Его приводят в движение с помощью изогнутой ручки, основа которой проходит сквозь центр бревна. Простым вращением ведро опускается вниз и поднимается уже с водой.
   Вместо тонкой рукояти бревно может вращаться с помощью махового колеса большого диаметра – до двух с половиной метров. Размер давал большой прирост силы и облегчал качание воды. Такой колодец, правда уже не действующий, можно увидеть в Галибихе.
   Были в нашем районе и огромные колодезные навершия в виде колеса (ступальное колесо), в которое забирался человек и вращал его, идя изнутри. Такой колодец действовал в Коробихе. Нынче о нем напоминает лишь столб на лужайке. Оригинал его можно увидеть на фото. Один из обладателей снимка – Александр Замыслов, уроженец Коробихи, ныне житель Ростова-на-Дону. Поистине грандиозное сооружение для деревни.
   Правду сказать, простенького ничего и нет в колодцах. Выбор места, копка, обустройство сруба, поддержка уровня вод, чистка, отношение к колодцу людей – сложные технологии, которыми владели наши предки. Это удивляет и восхищает. Как восхищает глубокое, почтительное отношение пращуров к воде. Глубокое, как и сам колодец.

Наталья УТКИНА
Фото из семейного альбома Замысловых

Дай неба глоток...

Дай неба глоток...

Дай неба глоток...

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: