Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Последний из могикан

Сельский вестник / Новости

Последний из могикан

 СПК «Большеиевлевский» сегодня – это труд одной семьи Рыжаковых, где ее глава Сергей Иванович и председатель, и скотник, и механизатор, и кто только не… Поэтому на банальный вопрос, как прошла в хозяйстве зимовка, Рыжаков вздохнул и ответил:

– Трудно… Работников нет. Раньше нанимали, наличкой рассчитывали каждый день. Так они сегодня придут, а потом неделю нет. Пришлось отказаться. И перспективы никакой. Чтобы ко мне кто пошел дояркой, например, даже думать нечего. Да и платить стало нечем.
В прошлом году три коровы нестельных было. Продержали их, но, слава богу, в этом году растелились. Две коровы вообще одна десять литров на раз молока дает, другая двенадцать. Вот они будут спасительницы наши. С каким поголовьем вошли в зиму, с таким и остались: восемнадцать коров.
Хозяйство Рыжаковых, как и сама деревня Большое Иевлево, находится вдалеке от больших дорог и государственных планов. В нашей газете, в рубрике «Дежурный по району», в свое время вы могли прочитать историю, как большеиевлевское стадо из  брандспойта поили. Про брандспойт это, конечно, шутка, но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки.
– На сутки оставались мы без воды. Приехали вечером, а у нас свет отключили. Был какой-то аварийный сбой.
У нас тут нет специалистов по водоснабжению. Мне дали указание – я пять раз съездил включить-выключить. Электрики приезжали, свет подключили. Должна была автоматически станция заработать. Не заработала. Я всех обзвонил, дескать, у нас критическая ситуация, никакой емкости запасной нет, да и для коров надо тонну воды.
В такой сложной ситуации ферме помогли огнеборцы, приехали с полной емкостью питьевой воды.
– Начальник пожарной части распорядился, спасибо ему большое, чтобы к нам с утра пришла пожарная машина с водой. Оперативно сработали. После дойки, перед тем как мне ехать продукцией торговать, чтобы я мог напоить стадо, в шесть, в седьмом часу утра пожарка была уже тут.

Водонапорная башня по известному проекту советского инженера Антона Александровича Рожновского стоит на видном месте в деревне. Триколор, нарисованный на ней, уже выцвел и стал похож на флаг Российской империи. Правда, по своему рабочему состоянию она сейчас скорее памятник, чем объект водоснабжения

 Нам поставили в деревне новенькую водонапорную башню. Говорили, даже если у вас воду не будет качать, она сработает как резервуар. Но она до сих пор не работает. Стоит для красоты. С флагом России. Стоит, а не действует. Только насос качает. Если насос сгорит, то и воды не будет – никакого резерва нет.

Так, вопреки обстоятельствам работает ферма в Большом Иевлеве. Деревянная, старенькая, но внутри тепло. Видно, что за чистотой стойл хозяева следят, сена у буренок в избытке, о здоровье своих подопечных переживают. Вот и в разговоре Сергей Иванович упоминает: 
– Жду ветеринара. Владимиру Васильевичу Белову, ветврачу, большое спасибо, помогает. Вот вчера ночью в четыре часа я ездил за ним, без проблем приехал, растелили корову. Несколько раз так было. И Александр Георгиевич Горячев, если нужно,  и на своей машине приезжает. Если какая экстренная ситуация случится. Он из Раскат. Оксане Венальевне большое спасибо. К ним обращаешься в ветлечебницу, они никогда не отказывают.
Как человек, который постоянно занят физическим трудом, Сергей  Иванович очень ценит любую помощь, поэтому сразу вспоминает тех, кто ему помогает в работе. Заговорит о здоровье поголовья – благодарит ветврачей, заходит разговор о технике – благодарит земляков.
– Мартешову Алексею Сергеевичу большое спасибо. Он летом мне на заготовке сена помогает, а зимой машины ремонтирует. Потому что по такой дороге, по которой я езжу, у развалюхи-семерки то одно случится, то другое. Две недели назад клапан прогорел.
Наш район, который теперь округ, очень протяженный, и добираться до покупателей Рыжаковым приходится зачастую не благодаря дорогам, а вопреки. Большим минусом считает Сергей Иванович то, что расчистку дорог отдали в руки малому бизнесу.
– Нужно заключать договоры с дорожными организациями. У них техника помощнее, и трактористы у них годов по десять отработали минимум. Они знают, как чистить дорогу, где разворот сделать для техники. А в этом году было: сгребут со всей улицы снег – у меня крайний дом, я это все видел, – наделают кос, не заехать, не развернуться.
Сергей Иванович показывает нам, как живут его спасительницы. На старом дворе и около него кучи сена, Рыжаковы запасли его так много, что готовы даже продать излишки. Пожевать буренкам хватает вполне.
– Больше сотни рулонов мы продали, но могли бы продать еще сотню, а так у меня и в скирде, и в складе рулоны сложены.

Рабочему человеку, живущему своим трудом, сложно понять, как получить государственную поддержку, как получить гранты. На этот случай у нас есть отдел сельского хозяйства в администрации округа. Может, им стоит внимательней относиться, ведь сельхозпроизводителей у нас не так уж много. А тех, кто любит свое дело, вообще единицы. Нужно видеть, с какой теплотой Сергей Иванович обращается с животными. Вот он показывает нам мартовского теленка Мишу:
– Гляди, какой интересный! Михаилом назвал его, Мишанька. Шерсть у него, как у медвежонка, мягкая. Роды были тяжелые у телушки, я один мучился, тянул его полтора часа, потом сын подъехал помог, еле-еле разродилась.

Продукция молочнотоварной фермы известна многим любителям натуральных молочных продуктов. У Рыжаковых если молоко, то это именно молоко, а не молочный продукт. Поэтому знающие люди готовы покупать масло и творог не по красной цене, зато вкусные и без химических добавок. Одно плохо, местных жителей в нашем округе становится с каждым годом все меньше

– Убывают покупатели. Каждый месяц все хуже и хуже. Население вымирает, и бабушки, и среднего возраста люди уходят. Проедешь по деревням – все меньше и меньше людей.
Сейчас какой-то мертвый сезон, говенье, можно сказать так. Молоко похуже спрашивают, и дачники еще не приехали, у них очень большой спрос.
Я проезжаю двадцать километров от Староустья и еще «кольцо золотое» делаю: Песочное, Безводное, Игнатьево, Красный Яр еще, там вся дорога разбита. Но летом да и весной все равно продукцию там разбирают всякую, не только молоко. В основном мы сейчас занимаемся переработкой. Кроме молока у нас идут творог, сметана, масло сливочное, масло топленое.

Сергей Иванович называет свое хозяйство советским. Странно такое слышать более трех десятилетий спустя после крушения СССР. Однако в нашей округе в сельском хозяйстве, что живо, то почти все стоит на советском фундаменте. Поэтому такие ассоциации вполне допустимы. Советские люди сохраняют искорки того сельского быта и труда, которые уйдут вместе с ними в историю.
– Как тридцать три года назад приехал сюда, женился, так место своей работы и не менял. Так что я – последний из могикан здесь (смеется). С советских времен это хозяйство содержим, никаких грантов не получали, ни на технику, ни на чего. Так неужели нельзя побольше денег выделять? Хотя бы на поголовье. Мы вот сейчас не сеем, хоть бы на фураж давали. Своих комбайнов у нас нет, себестоимость зерна получается под двадцать рублей. Все у нас сейчас с покупи, все покупаем. Самому молодому трактору сорок годов у меня.

Сергей МАРЦЕВ

Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: