Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Что такое это «всё»?

Сельский вестник / Новости

Что такое это «всё»?

 Лишь один раз Дружинины, жители Сысуева, чуть не покинули родную деревню. Муж однажды запротестовал: так всю жизнь здесь и проживем – и они отправились в Кстовский район. А приехали обратно в Сысуево, Михаил и говорит: тут речка, тут все, никуда не поедем... А вот что такое это «все», мы сейчас расскажем...

Марина Дружинина заходит на двор, а за ней, переваливаясь с боку на бок, орава несушек.
– Как молока наливаешь, они тут как тут, – комментирует она. – Не оправдали надежды. У меня тут лиса ходит как на ужин в ресторане, половину куриц поела. Потом курицы перестали пропадать, а яиц нету, ну, думаю, значит, она за яйцами ходит. Два охотника ловили-ловили, но лиса хитрая.
Но вообще мы приехали к Марине Дружининой по другому поводу. У  нее собственное стадо КРС. Голштинка, швицкие, айрширские, молоко последних, особенно плотное, ей нравится больше всего.
– У меня только последние два года такое маленькое стадо, – скромно говорит она про свои шестнадцать коров, телят, нетелей, – а так до двадцати пяти голов всегда доходило, двенадцать дойных коров стабильно было. Меня когда спрашивают, много ли скотины, я даже стесняюсь отвечать. Кому и две коровы много, мне это ни о чем.
Нет, были времена – двор Дружининых был забит скотиной! Тридцать свиноматок, до ста тридцати поросят, овцы. А потом кризис 2010 года, когда цены на корма и мясо разошлись друг с другом настолько, что понятие выгоды потеряло всякий смысл.
– Сейчас даже говорить неудобно, сколько у меня голов. То ли дело раньше. Помню, поросята были, на учебу уезжаю – мамка звонит: «Я их кормлю-кормлю, кормлю-кормлю, а они все хрюкают и хрюкают, хрюкают и хрюкают». Они были везде.
 На вопрос, сколько человек со всем этим управляется, Марина Александровна отвечает: один. Муж и двое старших сыновей работают, ну а младший, которому 14, уже втягивается. Правда, хозяйка и сама работает, нет, не на ферме – на автозаправочной станции. Свое большое, беспокойное хозяйство за все время беседы она так ни разу и не назвала работой. 
– Все время одна занимаюсь – и нормально, не устаю, – утверждает она. – Это именно моральный отдых. Ничего так не успокаивает, как если пойдешь с поросятами маленькими нацелуешься, с телятами. Да, мальчишки? – просит она подтверждения у четырех молочных телят, взятых совсем недавно в «колхозе». – Один раз я устала, – смеется Дружинина, – а муж такой: «А чего ты жалуешься, скотина у тебя – хобби, а работа – развлечение». Вот так и живу: развлекаюсь и хобби занимаюсь.

Сейчас думаю: не хочу никакой работы, хочу заниматься сельским хозяйством, так что опять буду увеличивать постепенно поголовье

Даже думает о своей пасеке.
 – Сейчас приедешь в деревню, встанешь около липы – и тишина. А раньше подойдешь – а она гудит: у-у-у-у, того гляди взлетит.

Конечно, одному да еще с ручным трудом здесь не обойтись. Вот и у Дружининых есть «помощники».
– Осторожно! Наклоняйтесь, – предупреждает она, когда мы выходим на поле: коров сторожит электропастух.
– Мы и маячки покупали, чтобы корову выискать, – рассказывает Марина Александровна про других своих помощников. – Прежде чем корову искать, сидишь в ноутбуке, координаты выискиваешь. И пошел как Штирлиц. Для них так удивительно было: придешь – а корова такая: и как ты меня вдруг нашла? На современные технологии перешли. А как пастуха купили, так вообще красота стала.
В 2006 году приобрели первый доильный аппарат. Прошло лет десять, прежде чем понадобились запчасти. Дружинина звонит производителям, а ей в ответ: да эти аппараты столько и не работают. Он бы и не проработал, если бы свой, семейный механик не усовершенствовал. То же самое было и с последним аппаратом: пока муж не повозился, тот свою ношу тянул вяло. Сажалка, косилка, пресс, копалка, – конечно, в заготовке кормов для такого хозяйства без своей техники не обойтись.
 – Только комбайна нет, – говорит Дружинина. – Думаю, когда новый двор будем делать, там уже более механизированно будет для облегчения труда.

– Вот эта вся живность моими руками сделана, – говорит Марина Александровна, когда мы подходим к стаду. 
Ее, юриста, экономиста и бухгалтера, поставила в тупик анкета, которую нужно было заполнить при поступлении на осеменатора. Все о первой профессии писали: доярка, зоотехник или еще что-то близкое, а она… А она с детства хотела стать ветеринаром, но, так получилось, говорит, что занесло в другую сторону.
– У меня ведь настольная книга с детства была большая такая книжища по ветеринарии. Старый ветеринар у нас был, Мазин, он и оставил эту книгу маме, она тоже по профессии ветеринар.
Но получить эту профессию можно было только очно, а Марина «слишком рано замуж вышла», и пришлось идти в воскресенское училище. Но на ту самую дорогу она все-таки вышла, и теперь ей, фермеру и осеменатору, звонят даже из других областей и начинают задавать вопросы как ветврачу. 
Мало того, закончила она еще и курсы мясников!
– На эту работу обычно мужчины учатся. Для них было удивительно, что я рубщиком вдруг взялась быть. Зато раньше курицу как не любила разделывать, теперь пять секунд – и готова.

Общаясь с Мариной Александровной, через некоторое время перестаешь удивляться тому, что ей все мало: мало умений, мало работы, мало ответственности. Вот только любому, кто занимается сельским хозяйством у нас в стране, никогда не будет мало проблем.

Раньше как было: заколол поросенка, пришел на рынок, заклеймили, продал. А теперь ближайший убойный цех… в Краснобаковском районе 

 – Ладно у меня свой транспорт, – говорит Марина Дружинина, – а если бабушка держит, она ведь этого быка не повезет. 
И приходится отдавать перекупщикам за бесценок. Чтобы купить одну дойную корову, надо три сдать. Если сейчас за корову предлагают 30 тысяч, то дойная стоит 100.
– Но самая главная проблема у сельского жителя – сбыта нет нормального, – объясняет Дружинина. – Корма дорогие, а сбыт дешевый. Мы как между молотом и наковальней находимся, нам и там и там цены диктуют.
Да и местные жители выбирают чаще магазинное молоко и мясо, толк в настоящих больше понимают горожане. Но и тут Дружинина применяет к себе поговорку «Помоги себе сам». Еще полгода назад она думала, пора «завязывать»:
– Думала, все, под ноль всех уберу. Мечта открыть мясной магазин взяла свое. Чтоб мясом качественным торговать, своим, копченостями, колбасами, купатами – всем, что с мясом связано. Поэтому своих быков держать уже буду. Ну и молочкой тоже. Да и надоело уже работать на дядю, охота поработать просто в свое удовольствие, для себя.
Вот-вот магазин откроется в Воскресенском, уже куплена и опробована коптильня на сто килограммов. Хочется Дружининой организовать в районе и убойный цех, необходимый сельским жителям. Глядишь, вместе с открывшимися возможностями на нашей земле снова появятся животные, деревня снова будет пахнуть деревней, а не запустением и сельские пейзажи будут похожи на сельские, как в Сысуеве, у Дружининых.

Ирина ТУМАНОВА

Фото Анны Лазаревой

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: